- Основным фактором, влияющим на эффективность развития школы как системы, является эксперимент по внедрению в образовательный процесс углубленного профильного обучения, педагогизации учебно-воспитательного процесса.
- Тема экспериментальной работы: «Развитие творчески активной личности с повышенным адаптационным потенциалом на основе углубления познания, профильного обучения, педагогизации учебно-воспитательного процесса».
- Цель эксперимента: создание модели учебного заведения, способствующего развитию творчески активной личности с повышенным адаптационным потенциалом, адекватной новым современным требованиям общества и государства (т.е. создать условия для получения учащимися углубленного профильного образования и реализации их индивидуальных творческих запросов, для их нравственного эстетического развития).
- Гипотеза исследования: переконструирование образовательного процесса, отбор содержания для каждого компонента адаптивной образовательной системы в соответствии с их назначением, внедрение технологий развивающего обучения, использование методики рефлексивного воспитания, переход на программное обеспечение воспитательного процесса, создание организационных механизмов демократизации школы, характеризуют образовательную систему как адаптивную и позволяют лицею достигнуть основную цель – обеспечение оптимального уровня развития природных задатков ребенка, переводя их в способности, которые помогут человеку стать творцом своей жизни.
Подготовка школы к эксперименту, его проведение строилось на основе целевой комплексной программы развития школы как школы творческого развития личности. Концепция школы выстраивается с учетом нового уровня понимания педагогических проблем и конкретных возможностей образовательного учреждения.
Главной задачей (целью) всей опытно-экспериментальной работы является развитие творческих способностей учащихся до оптимального уровня в соответствии с показателями ожидаемых результатов.
- Направления экспериментальной работы
- 1. Углубление в познание, с учетом изменения, отбора и структуирования содержания образования (развивающее обучение, предпрофильная подготовка 1-7 кл., углубленное профильное обучение 8-11 кл.)
- 2. Создание системы воспитательной работы на основе культурологического подхода, активного художественно-эстетического развития
- 3. Педагогизация учебно-воспитательного процесса. Подготовка учащихся к будущей педагогической деятельности
- 4. Повышение адаптационного потенциала ребенка, создание системы диагностики и коррекции развития. Улучшение психосоматического здоровья детей
- 5. Дополнительное профессиональное образование (согласно договору с ВУЗом): ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ-ВУЗ.
- Осуществлению поставленных перед школой задач помогают тесные связи с представителями науки. Лицей контактирует с кафедрой педагогики КГПУ и Казанским институтом социальных и гуманитарных знаний.
- Этапы экспериментальной работы
- На первом этапе исследования (1993 - 1998 г.) осуществлялся мультидисциплинарный анализ проблемы творчества, изучалась практика урочной и внеурочной работы с учащимися лицея. На этом этапе была выделена проблема исследования, сформулированы задачи, которые предстояло решить в ходе его проведения; был определен общий методологический подход к процедуре исследования и оценке его результатов.
- Второй этап (1998 - 2004 г.) – этап непосредственного осуществления опытно–экспериментальная работа. Данный этап связан с осмыслением специфики развития творческого потенциала учащихся на учебных занятиях и тех условий, которые могли бы обеспечить эту специфику в лицее. Были получены основные теоретические результаты, разработана программа опытно-экспериментальной работы, включающая апробацию педагогической технологии, создана критериально-диагностическая система с целью изучения уровней развития творческого потенциала учащихся. Было определено содержание, основные формы, методы и средства работы с учащимися.
- На третьем этапе исследования (2004-2009 г.) предусмотрено уточнение теоретических позиций, форм педагогической технологии, проведение оценки полученных результатов и внесение необходимых коррективов в процесс развития творческого потенциала учащихся средствами учебно-воспитательной деятельности; документальное оформление исследовательского материала по обобщению опыта работы школы.
|